Вокруг меня - сплошная и беспробудная Матрица. (Почему я здесь пишу без кавычек - вы потом
догадаетесь.) Знакомая, работающая в предвыборном штабе у Кириенко,утверждает, что демо-
краты украли у народа Матрицу, причем поди пойми с ее слов, хорошо это или плохо.Даже кол-
лега и соратница Лозинская, ранее демонстрировавшая стойкий иммунитет ко всяким мимолет-
ным культурным веяниям, теперь при к аждой встрече окидывает критическим взглядом мои
уши и сокрушенно так говорит: “Не-а, ты не Избранный. У Избранных уши другие". Все вокруг по-
мешались на “Матрице". В российском прокате она побила все существующие рекорды, оставив
позади и “Звездные войны", и "Мумию",и даже, не к ночи будь помянут, “Титаник”.Пожилые ки-
нокритики, рассудив,что если они напишут про “Матрицу” то,что на самом деле думают, молоде-
жь их задразнит, дружно объявили, что кино непонятное, но очень революционное и продвину-
тое, а братья Вачовски одной левой делают братьев Коэнов,Курисмяки, Люмьеров, Райтов и всех
прочих братьев на свете. Что уж там, я сам ходил на окаянную пять раз, причем последние два -
за свои деньги, так как билетерша перестала верить в мою кинообозревательскую ксиву.Однако,
если положить руки на коленки и сделать несколько глубоких вздохов, неизбежно возникает
вопрос:“А из-за чего шум-то?” С какой стати рядовое фантастическое кино, обыгрывающее (при-
чем не слишком изобретательно) киберпанковские идеи десятилетней давности, вдруг приобре-
тает статус культового зрелища всех времен и народов, фильма XXI века etc.?
Объяснить все одним только субтильным обаянием Киану Ривза не выходит: в “Джонни- мнемо-
нике” Ривз ничуть не хуже был, тоже в пиджаке, тоже с торчащими из головы проводами, что
не помешало фильму с треском провалиться. Особых визуальных откровений в “Матрице” тоже
нет. Спецэффекты на уровне, но не более того. Мизансцены и сюжетные ходы, по доброй голли-
вудской традиции,понадерганы с миру по нитке-из “Бегущего по лезвию”, из “Джонни- мнемони-
ка”, из совсем уж свежего "Темного города”, еще из дюжины фильмов. Даже название, и то во-
рованное - был лет пять назад такой канадский сериал с Ником Манкузо про киллера, которого
вернули с того света и заставили делать добрые дела. Кстати, в той старой телевизионной “Мат-
рице” одну из главных ролей играла злая девушка Кэрри - Энн Мосс (хакерша Тринити в новой
“Матрице”). Так с чего же?
Если честно, ответ на этот вопрос я знаю, но скажу его только в конце, потому что иначе у вас не
будет стимула читать все то, что я тут написал.
Как известно, братья Вачовски, прежде чем заняться кино, рисовали комиксы, и неплохо в этом
деле преуспевали. Потом они написали сценарий к “Убийцам” со Сталлоне и Бандерасом. Потом
сняли малобюджетный лесбийский “фильм нуар” “Bound” (у нас выходил только на видео под
названием “Связь”),который задним числом, уже после выхода “фильма XXI века” был объяв-
лен шедевром.Как бы там ни было, после "Bound" у Вачовски появился определенный вес. Тогда
же их впервые начали сравнивать с Коэнами.И вообще, перспективы открывались довольно сла-
дкие: Вачовски могли спокойно снимать циничные детективы с сексуальной начинкой,критики бы
писали про них хорошее,а студии с каждым следующим разом повышали бюджет и авторские
отчисления. Но Вачовски слабо интересовал ненапряжный труд на благо альтернативного кине-
матографа, они уже тогда вовсю бредили “Матрицей”.
В процессе уламывания продюсеров на рискованный проект (после краха “Джонни-мнемоника”в
Голливуде от всяких проявлений киберпанка шарахались как от огня)Вачовски как нельзя кстати
пригодились навыки рисовальщиков: вместо стандартного “питча” (заявка на 30 строк, плюс спи-
сок желаемых актеров,на который никто никогда не обращает внимания) они таскали по началь-
ственным кабинетам пухлую папку с комиксом, который, по сути дела,был подробной раскадров-
кой будущего фильма.Точно к такому же приему они прибегли и когда большие боссы из Warner
Bros. дали добро и пришло время уламывать актеров. У Киану Ривза, которого Вачовски с самого
начала прочили в главные герои “Матрицы”,со времен все того же злосчастного "Мнемоника" бы-
ла устойчивая аллергия на все, связанное с виртуальной реальностью, компьютерами и будущим.
Так что нетрудно представить его реакцию на предложение попробовать все то же самое еще
раз. Но Вачовски усадили Ривза за стол и рисовали-рисовали, пока тот не понял,что - да, розетка в
затылке - это модно, перспективно и романтично.
Про технические изыски “Матрицы” за последние полгода было написано много.Да, действитель-
но, там одну телку таранят мусорным самосвалом, а ей хоть бы хны.Да, некоторые сцены снима-
лись сотней маленьких камер, потом нарезались на кадрики и заново монтировались по принципу
мультипликации. Но это не главное. Прелесть в том, что Вачовски имели более чем конкретное
представление о том, как должна выглядеть та или иная сцена, и требовали от технического пер-
сонала неукоснительного следования своим задумкам. Вся "Матрица" - от первого кадра с затыл-
ком Мосс до финальных титров - была нарисована, продырявлена скоросшивателем и уложена в
прозрачные файлики еще пять лет назад, а то, что у живого человека так руки не крутятся, это,
простите,не наша с братцем Энди забота,сделайте так, чтоб крутились,и вообще,идите отсюда, не
мешайте нам с братцем Ларри двигать вперед современный кинематограф. А у технического пер-
сонала такое забавное свойство есть: на него если наорать хорошенько, он идет и делает, что ска-
зали, даже если это что-то - за гранью человеческих возможностей.
Результатом дословного переноса на экран карандашных фантазий Вачовски стало абсолютно ко-
миксовое по стилистике зрелище,крепко напоминающее лучшие образцы японских полнометраж-
ных мультиков для взрослых с их урбанистическими страстями-мордастями и абсолютно наплева-
тельским отношением персонажей к гравитации и прочим физическим условностям. Живые акте-
ры в “Матрице” выглядят нарисованными - все такие удлиненные, красивые, абсолютно асексуа-
льные, с глазами в пол-лица и почти полным отсутствием мимики.Подобный стиль хорош хотя бы
как альтернатива тотальному голливудскому ТЮЗу, где накачанные молодцы и телки с буфера-
ми с переменным успехом кого- то изображают. Мультяшкам же никого изображать не надо: они
на самом деле такие. Однако стиль стилем, но он в “Матрице” - не главное.
Пересказ фильмов - одно из самых глупых занятий на свете, но поскольку многие (в том числе и
кинокритики) так по сей день и не поняли, что такое Матрица, и продолжают толковать о роли за-
гадочности и намеренных недосказанностей в шедевре Вачовски, сделаю над собой усилие и кра-
тенько изложу, из-за чего сыр-бор. Тем, кто не видел фильм,советую следующий абзац пропусти-
ть и вообще не читать дальше.
Итак, в не очень далеком будущем люди, как водится, воевали с разумными машинами.Люди на-
гнали на небо туч, чтоб лишить машин возможности заряжаться солнечной энергией, а машины в
отместку переловили людей и начали заряжаться от них. Технические подробности побоку, суть в
том, что человеческое тело производит электрические импульсы и тепло,и машины почему-то ре-
шили, что извлекать энергию из людей умнее, чем построить парочку АЭС. Короче, они разложи-
ли нас по пеналам, а чтоб живые батарейки не переживали и не дохли, просверлили каждому
дырку в голове, засунули туда нуль-модемный кабель и стали транслировать в бошки виртуаль-
ную реальность. Примечательно, что ничего из вышеописанного на экране не показывают. А пока-
зывают раздолбая-программиста по фамилии Андерсон, живущего во вполне нормальном и ком-
фортном мире середины 90-х, днем работающего в крупной компьютерной компании, а по ночам
ломающего базы данных правительственных учреждений. И вот на каком-то этапе этой антиоб-
щественной деятельности вдруг возникает здоровый негр в очках,который доходчиво и наглядно
объясняет Андерсону, что на дворе не 1996-й, а 2000- хрен знает какой год, миром правят маши-
ны, человечество, включая Андерсона, лежит в пеналах на правах дойных свинок, а комфортная
и правдоподобная жизнь, которой Андерсон жил до сего дня, не более чем интерактивная прог-
рамма виртуальной реальности, генерируемая суперкомпьютером. Имя этой программы - Матри-
ца. Если уничтожить компьютер физически (например, выдернуть из розетки), все люди, чье соз-
нание (читай - душа) находится в Матрице, погибнут. Оттого горстка повстанцев,живущих вне по-
строенного злыми машинами гигантского инкубатора, вынуждена искать возможности разрушить
виртуальную реальность изнутри. Для этого они ищут Избранника - человека,способного изменять
программные параметры Матрицы, пребывая в ней.
При всей кажущейся новизне сюжетец - что называется, секонд-хэнд. Мысль о том, что на самом
деле все не так, как кажется, а совсем наоборот, уже приходила в голову многим. Достаточно вс-
помнить уже упоминавшийся "Темный город" австралийца Алекса Пройаса,где инопланетяне про-
изводят эксперименты над ничего не подозревающими людьми в специально построенном городе
пока один из подопытных вдруг не догадывается, что города, в сущности, нет.Примечательно, что
в “Темном городе" способность творить чудеса (летать, ходить сквозь стены) тоже объяснялась
пониманием того, что стены и воздух - ненастоящие, и называлась "конструированием". Еще были
"Дикие пальмы", где виртуальная реальность использовалась для поддержания порядка в тота-
литарной Америке. И еще много чего. Так что Вачовски можно было бы смело хватать и гвоздить
к позорному столбу за злостный плагиат, однако они и тут выкрутились, потому как вовремя пре-
дупредили всех вокруг:
"Матрица" - не фантастическое кино и не боевик. "Матрица" - это, понимаешь, притча,в которой ви-
ртуально- компьютерная дребедень - лишь антураж, и не более. "Матрица", это, елы-палы, еван-
гелие для поколения next, рассказ о новом Бодхисаттве, а кто этого не понял, тот дурак.
Зацепочки, указывающие, что дело обстоит именно так, а не иначе, щедро разбросаны братцами-
сценаристами по всему фильму. Вообще, при наличии видео и пары суток свободного времени
"Матрицу" вполне можно разгадывать, как большой кроссворд. Скажем, главного героя,который
типа мессия, но сам в это слабо верит, зовут Томас Андерсон. Стоп. Томас, он же Фома, - один из
апостолов, тот, который во всем сомневался,за что и был впоследствии прозван неверующим,Ан-
дерсон в дословном переводе - "сын человеческий". No, так сказать, comments. Его хакерский ник
Нео - анаграмма от "one" (в данном контексте - "единственный", "избранник"), Он живет в кварти-
ре № 101. Его подружку, наставницу и ангела-хранителя зовут Тринити (то есть Троица), и до то-
го, как начались разборки с пальбой и героизмом,она жила в квартире № 303.Лидера повстанцев
зовут Морфей (греческий бог, ответственный за сновидения). Главного злодея-Сайфер (такой ла-
скательный, укороченный на американский манер вариант Люцифера). Дальше не буду, берите
карандаш и разгадывайте сами. Стоит, правда, добавить, что Вачовски настолько увлеклись при-
думыванием ребусов,что их стало заносить.В одной из сцен предатель соглашается сдать агентам
Матрицы лидера повстанцев, если Матрица сделает его киноактером или "какой - нибудь другой
знаменитостью" и лишит памяти, так как реальность слишком ужасна, чтоб о ней вспоминать.Если
учесть, что фамилия предателя - Рейган, все это выглядит злой и не слишком умной шпилькой в
адрес бывшего американского президента, который сперва был актером, потом "другой знамени-
тостью", а сейчас страдает от болезни Альцгеймера, один из симптомов которой - потеря памяти.
И наконец, обещанный во первых строках секрет нечеловеческой популярности “Матрицы”. Для
начала цитатка: “Я знаю,что с тобой. Я знаю,почему ты не спишь по ночам, почему все время один
и круглые сутки сидишь, уставившись в компьютер”. Фразы подобного рода,по идее,должны зву-
чать на приеме у подросткового психиатра и заканчиваться словами: "Это все потому, что ты стес-
няешься своих прыщей".Ларри и Энди Вачовски попали в своего зрителя, как в копеечку.По всему
миру, согнувшись в три погибели перед мониторами, сидят миллионы таких одиноких, перманент-
но заспанных избранничков,которых уже достало,что единственно разумным объяснением их об-
раза жизни являются упомянутые прыщи и подростковая лень. Но пришли добрые дяди со своим
куда более лестным вариантом ответа.И Кэрри-Энн Мосс,которая шепчет:“Ты делаешь все это по-
тому,что мир не в порядке.Ты просиживаешь ночи в Интернете не ради порнографии,а потому,что
ты ищешь. Ищешь Его. Как когда-то искала Его и я. Но, в конце концов,Он сам нашел меня"... На-
счет Бодхисаттвы, принесения себя в жертву и битья мордой о бетонный поребрик, это еще неиз-
вестно, зато можно смело говорить родителям: "Отвалите на фиг, я борюсь с Матрицей".
Я, вот, скажем, тоже борюсь с Матрицей. Потому как достала уже.