чего надо?

актёры
Matrix: Reloaded
кадры из фильма
кадры из Matrix
Reloaded

о Киану Ривзе
ошибки в фильме
статья о фильме

наzzzад




  Вокруг меня - сплошная и беспробудная Матрица. (Почему я здесь пишу без кавычек - вы потом 
  догадаетесь.) Знакомая, работающая в предвыборном штабе у Кириенко,утверждает, что демо-
  краты украли у народа Матрицу, причем поди пойми с ее слов, хорошо это или плохо.Даже кол-
  лега и соратница Лозинская, ранее демонстрировавшая  стойкий  иммунитет ко всяким мимолет-
  ным культурным  веяниям, теперь при к аждой встрече окидывает  критическим  взглядом  мои 
  уши и сокрушенно так говорит: “Не-а, ты не Избранный. У Избранных уши другие". Все вокруг по-
  мешались на “Матрице". В российском  прокате она побила все существующие  рекорды, оставив 
  позади и “Звездные войны", и "Мумию",и даже, не к ночи будь помянут, “Титаник”.Пожилые ки-
  нокритики, рассудив,что если они напишут про “Матрицу” то,что на самом деле думают, молоде-
  жь их задразнит, дружно  объявили, что кино непонятное, но очень  революционное и продвину-
  тое, а братья Вачовски одной левой делают братьев Коэнов,Курисмяки, Люмьеров, Райтов и всех 
  прочих братьев на свете. Что уж там, я сам ходил на окаянную пять раз, причем последние два - 
  за свои деньги, так как билетерша перестала верить в мою кинообозревательскую ксиву.Однако, 
  если  положить  руки на коленки и сделать  несколько  глубоких  вздохов, неизбежно возникает 
  вопрос:“А из-за чего шум-то?” С какой стати рядовое фантастическое кино, обыгрывающее (при-
  чем не слишком изобретательно)  киберпанковские идеи десятилетней  давности, вдруг приобре-
  тает статус культового зрелища всех времен и народов, фильма XXI века etc.?

  Объяснить все одним только субтильным обаянием Киану Ривза не выходит: в “Джонни- мнемо-
  нике” Ривз ничуть не хуже был, тоже в пиджаке, тоже с торчащими  из головы  проводами, что 
  не помешало фильму с треском провалиться. Особых визуальных  откровений в “Матрице” тоже 
  нет. Спецэффекты на уровне, но не более того. Мизансцены и сюжетные ходы, по доброй голли-
  вудской традиции,понадерганы с миру по нитке-из “Бегущего по лезвию”, из “Джонни- мнемони-
  ка”, из совсем уж свежего "Темного города”, еще из дюжины фильмов. Даже название, и то во-
  рованное - был лет пять назад  такой  канадский сериал с Ником  Манкузо про киллера, которого 
  вернули с того света и заставили  делать  добрые дела. Кстати, в той старой телевизионной “Мат-
  рице” одну из главных  ролей  играла  злая девушка Кэрри - Энн Мосс (хакерша Тринити в новой 
  “Матрице”). Так с чего же?
  Если честно, ответ на этот вопрос я знаю, но скажу его только в конце,  потому что иначе у вас не 
  будет стимула читать все то, что я тут написал.

  Как известно, братья Вачовски, прежде чем  заняться кино, рисовали  комиксы, и неплохо  в этом 
  деле преуспевали. Потом они  написали  сценарий к “Убийцам” со Сталлоне и Бандерасом. Потом 
  сняли  малобюджетный лесбийский “фильм нуар” “Bound” (у нас  выходил  только на видео под 
  названием “Связь”),который задним  числом, уже после  выхода “фильма XXI века” был объяв-
  лен шедевром.Как бы там ни было, после "Bound" у Вачовски появился определенный вес. Тогда 
  же их впервые начали сравнивать с Коэнами.И вообще, перспективы открывались довольно сла-
  дкие: Вачовски могли спокойно снимать циничные детективы с сексуальной начинкой,критики бы 
  писали про них хорошее,а студии с каждым  следующим  разом повышали  бюджет и авторские 
  отчисления. Но Вачовски слабо интересовал  ненапряжный труд  на благо альтернативного кине-
  матографа, они уже тогда вовсю бредили “Матрицей”.

  В процессе уламывания продюсеров на рискованный проект (после краха “Джонни-мнемоника”в 
  Голливуде от всяких проявлений киберпанка шарахались как от огня)Вачовски как нельзя кстати 
  пригодились навыки рисовальщиков: вместо стандартного “питча” (заявка на 30 строк, плюс спи-
  сок желаемых актеров,на который никто никогда не обращает внимания) они таскали по началь-
  ственным кабинетам пухлую папку с комиксом, который, по сути дела,был подробной раскадров-
  кой будущего фильма.Точно к такому же приему они прибегли и когда большие боссы из Warner 
  Bros. дали добро и пришло время уламывать актеров. У Киану Ривза, которого Вачовски с самого 
  начала прочили в главные герои “Матрицы”,со времен все того же злосчастного "Мнемоника" бы-
  ла устойчивая аллергия на все, связанное с виртуальной реальностью, компьютерами и будущим. 
  Так  что нетрудно представить его  реакцию на  предложение  попробовать  все то же самое еще 
  раз. Но Вачовски усадили Ривза за стол и рисовали-рисовали, пока тот не понял,что - да, розетка в 
  затылке - это модно, перспективно и романтично.

  Про технические изыски “Матрицы” за последние полгода было написано много.Да, действитель-
  но, там одну телку таранят мусорным самосвалом, а ей хоть бы хны.Да, некоторые сцены снима-
  лись сотней маленьких камер, потом нарезались на кадрики и  заново монтировались по принципу 
  мультипликации. Но это не главное. Прелесть в том, что Вачовски  имели  более  чем  конкретное 
  представление о том, как должна выглядеть та или иная сцена, и требовали от технического пер-
  сонала неукоснительного следования своим задумкам. Вся "Матрица" - от первого кадра с затыл-
  ком Мосс до финальных титров - была нарисована, продырявлена скоросшивателем и уложена в 
  прозрачные  файлики  еще пять лет назад, а то, что у живого  человека так руки не крутятся, это, 
  простите,не наша с братцем Энди забота,сделайте так, чтоб крутились,и вообще,идите отсюда, не 
  мешайте нам с братцем Ларри двигать вперед современный кинематограф. А у технического пер-
  сонала такое забавное свойство  есть: на него если наорать хорошенько, он идет и делает, что ска-
  зали, даже если это что-то - за гранью человеческих возможностей.

  Результатом дословного переноса на экран карандашных фантазий Вачовски стало абсолютно ко-
  миксовое по стилистике зрелище,крепко напоминающее лучшие образцы японских полнометраж-
  ных мультиков для взрослых с их урбанистическими страстями-мордастями и абсолютно наплева-
  тельским отношением персонажей к гравитации и прочим  физическим условностям. Живые акте-
  ры в “Матрице” выглядят нарисованными - все такие  удлиненные, красивые, абсолютно асексуа-
  льные, с глазами в пол-лица и почти полным отсутствием мимики.Подобный стиль хорош хотя бы 
  как альтернатива тотальному голливудскому ТЮЗу, где накачанные молодцы и телки с буфера-
  ми с переменным успехом кого- то изображают. Мультяшкам же никого изображать не надо: они 
  на самом деле такие. Однако стиль стилем, но он в “Матрице” - не главное.

  Пересказ фильмов - одно из самых глупых занятий на свете, но поскольку многие (в том числе и 
  кинокритики) так по сей день и не поняли, что такое Матрица, и продолжают  толковать о роли за-
  гадочности и намеренных  недосказанностей в шедевре Вачовски, сделаю над собой усилие и кра-
  тенько изложу, из-за чего сыр-бор. Тем, кто не видел фильм,советую следующий абзац пропусти-
  ть и вообще не читать дальше.

  Итак, в не очень далеком будущем люди, как водится, воевали с разумными машинами.Люди на-
  гнали на небо туч, чтоб лишить машин возможности заряжаться солнечной энергией, а машины в 
  отместку переловили людей и начали заряжаться от них. Технические подробности побоку, суть в 
  том, что человеческое тело производит электрические импульсы и тепло,и машины почему-то ре-
  шили, что извлекать энергию из людей умнее, чем построить  парочку АЭС. Короче, они разложи-
  ли нас по  пеналам, а чтоб живые  батарейки не  переживали и не дохли, просверлили  каждому 
  дырку в голове, засунули  туда нуль-модемный кабель и стали  транслировать в бошки виртуаль-
  ную реальность. Примечательно, что ничего из вышеописанного на экране не показывают. А пока-
  зывают раздолбая-программиста по фамилии Андерсон, живущего во вполне нормальном и ком-
  фортном мире середины 90-х, днем работающего в крупной  компьютерной компании, а по ночам 
  ломающего  базы данных  правительственных  учреждений. И вот на каком-то этапе этой антиоб-
  щественной деятельности вдруг возникает здоровый негр в очках,который доходчиво и наглядно 
  объясняет Андерсону, что на дворе не 1996-й, а 2000- хрен знает какой год, миром правят маши-
  ны, человечество, включая Андерсона, лежит в пеналах на правах дойных свинок, а комфортная 
  и правдоподобная  жизнь, которой  Андерсон жил до сего дня, не более чем  интерактивная прог-
  рамма виртуальной  реальности, генерируемая  суперкомпьютером. Имя этой программы - Матри-
  ца. Если уничтожить компьютер  физически (например, выдернуть из розетки), все люди, чье соз-
  нание (читай - душа) находится в Матрице, погибнут. Оттого горстка повстанцев,живущих вне по-
  строенного злыми машинами гигантского инкубатора, вынуждена искать возможности разрушить 
  виртуальную реальность изнутри. Для этого они ищут Избранника - человека,способного изменять 
  программные параметры Матрицы, пребывая в ней.

  При всей кажущейся новизне сюжетец - что называется, секонд-хэнд. Мысль о том, что на самом 
  деле все не так, как кажется, а совсем наоборот, уже приходила в голову многим. Достаточно вс-
  помнить уже упоминавшийся "Темный город" австралийца Алекса Пройаса,где инопланетяне про-
  изводят эксперименты над ничего не подозревающими людьми в специально построенном городе 
  пока один из подопытных вдруг не догадывается, что города, в сущности, нет.Примечательно, что 
  в “Темном городе" способность  творить чудеса (летать, ходить сквозь стены) тоже  объяснялась 
  пониманием того, что стены и воздух - ненастоящие, и называлась "конструированием". Еще были 
  "Дикие пальмы",  где виртуальная реальность использовалась  для поддержания порядка в тота-
  литарной Америке. И еще много чего. Так что Вачовски можно было бы смело хватать и гвоздить 
  к позорному столбу за злостный  плагиат, однако они и тут выкрутились, потому как вовремя пре-
  дупредили всех вокруг:

  "Матрица" - не фантастическое кино и не боевик. "Матрица" - это, понимаешь, притча,в которой ви-
  ртуально- компьютерная  дребедень - лишь антураж, и не более. "Матрица", это, елы-палы, еван-
  гелие для поколения next, рассказ о новом Бодхисаттве, а кто этого не понял, тот дурак.

  Зацепочки, указывающие, что дело обстоит именно так, а не иначе, щедро разбросаны братцами-
  сценаристами по  всему фильму. Вообще,  при наличии  видео и пары суток  свободного  времени 
  "Матрицу" вполне можно разгадывать, как большой кроссворд. Скажем, главного героя,который 
  типа мессия, но сам в это слабо  верит, зовут  Томас Андерсон. Стоп. Томас, он же Фома, - один из 
  апостолов, тот, который во всем сомневался,за что и был впоследствии прозван  неверующим,Ан-
  дерсон в дословном переводе - "сын человеческий". No, так сказать, comments.  Его хакерский ник 
  Нео - анаграмма от "one" (в данном контексте - "единственный", "избранник"), Он живет в  кварти-
  ре № 101. Его подружку, наставницу и ангела-хранителя зовут Тринити (то есть Троица), и до то-
  го, как начались разборки с пальбой и героизмом,она жила в квартире № 303.Лидера повстанцев 
  зовут Морфей (греческий бог, ответственный за сновидения). Главного злодея-Сайфер (такой ла-
  скательный,  укороченный на  американский  манер вариант Люцифера). Дальше не буду, берите 
  карандаш и разгадывайте сами. Стоит, правда, добавить, что Вачовски настолько  увлеклись при-
  думыванием ребусов,что их стало заносить.В одной из сцен предатель соглашается сдать агентам 
  Матрицы лидера  повстанцев,  если Матрица сделает его киноактером или "какой - нибудь другой 
  знаменитостью" и лишит памяти, так как реальность слишком ужасна, чтоб о ней вспоминать.Если 
  учесть, что фамилия предателя - Рейган, все это выглядит  злой и не слишком  умной шпилькой в 
  адрес бывшего американского президента, который сперва был актером, потом "другой  знамени-
  тостью", а сейчас страдает от болезни Альцгеймера, один из симптомов которой - потеря памяти.

  И наконец, обещанный во первых строках  секрет  нечеловеческой популярности “Матрицы”. Для 
  начала цитатка: “Я знаю,что с тобой. Я знаю,почему ты не спишь по ночам, почему все время один 
  и круглые сутки сидишь, уставившись в компьютер”. Фразы подобного рода,по идее,должны зву-
  чать на приеме у подросткового психиатра и заканчиваться  словами: "Это все потому, что ты стес-
  няешься своих прыщей".Ларри и Энди Вачовски попали в своего зрителя, как в копеечку.По всему 
  миру, согнувшись в три погибели перед мониторами, сидят миллионы таких одиноких, перманент-
  но заспанных избранничков,которых уже достало,что единственно разумным объяснением их об-
  раза жизни являются упомянутые прыщи и подростковая лень. Но пришли добрые дяди со своим 
  куда более лестным вариантом ответа.И Кэрри-Энн Мосс,которая шепчет:“Ты делаешь все это по-
  тому,что мир не в порядке.Ты просиживаешь ночи в Интернете не ради порнографии,а потому,что 
  ты ищешь. Ищешь Его. Как когда-то искала Его и я. Но, в конце концов,Он сам нашел меня"... На-
  счет Бодхисаттвы, принесения себя в жертву и битья мордой о бетонный  поребрик, это еще неиз-
  вестно, зато можно смело говорить родителям: "Отвалите на фиг, я борюсь с Матрицей".

  Я, вот, скажем, тоже борюсь с Матрицей. Потому как достала уже.









made by link girl in 2002
Hosted by uCoz